Содержание:

  • Древнейшие могилы
  • Изобразительное искусство
  • Расписные сосуды и настенные росписи
  • Плита фараона Нармера


    Обычно додинасттический период делят на два этапа: время I додинастической культуры-конец5- первая половина 4 тысячелетия до н.э и время II додинастической культуры-вторая половина 4 тысячелетия до н.э.
    Раскопки захоронений дают сведения о характере и уровне развития культуры и изобразительного искусства Египта самого раннего времени. Уже в это время жители долины Нила верили в загробное существование. Такое представление было связано с магическими верованиями ещЈ первобытнообщинного строя. Могила мыслилась вечным жилищем умершего , а воображамый загробный мир- подобным земному. Поэтому умершего снабжали теми предметами , которые служили ему ещЈ при жизни.
    Древнейшие могилы додинастической культуры , как , очевидно , и наиболее ранние жилища ( из дерева , тростника, циновок , глины), имели круглую или овальную форму и представляли собой ямы , перекрытые ветками и циновками.В период додинастической культуры появились могилы прямоугольной формы, что соответствовало изменению в плане жилищ наиболее состоятельной верхушки родовых общин. Стены ям этих могил уже укрепляли кладкой из изобретенного в эту пору кирпича-сырца , т.е необоженного кирпича, а сверху их перекрывали ложным сводом из необоженного же кирпича.Особенно тщательно оформляли могилу вождя, т.к считалось , что вечное существование его обеспечивало благоденствие всей общины.
    В конце II додинаститеской культуры, на исходе 4 тысячилетия до н.э.,над могилами начали устраивать и наземные соуруженияв виде песчаных насыпей.

    В изобразительном искусстве этой поры уже появился образ человека. В древнейших захоронениях найдены небольшие , иногда всего 3 см длины , статуэтки.Они исполнены из глины , слоновой кости , различных пород камня, и имели , вероятно , культовое значение. Среди них есть изображение женщин и мужчин,а также разнообразных животных-бегемотов, лежащего льва, теленка,собаки. Все фигуры отличаются характерностью обобщенных объемов и силуэтов. Очевидно стремление передать в облике человека и зверей их наиболее существенные черты.

    Расписные сосуды и настенные росписи. Своеобразие изобразительных приемов египетского искусства проявилось и в полихромной росписи глиняных сосудов и погребений. На наиболее ранних из них композиции нанесены белой краской по красному фону глины. На более поздних - красно-коричневой краской по желтому фону сосудов. В декоративной манере изображены на кувшинах, блюдах и мисках фигуры людей, животных, птиц, большие многовесельные лодки. Таковы. например. женские фигуры с мо- литвенно воздетыми руками. Господствуют выр азительная, четкая передача наиболее существенного в каждом мотиве.
    Как и статуэтки эти росписи связаны с земледельческими и заупокойными обрядами . Среди женских фигур, вероятно присутствуют изображения богини-матери. По сюжету и по стилю к росписям на сосудах близка первая в истории древнеегипетского искусства дошедшая во фрагментах настенная роспись из южной части страны- из гробницы вождя в Иераконполе( древний Нехен).Белой, желтой и красной краской на ней изображена, по-видимому, погребальная процессия на больших ладьях. Кроме того, часть росписи , возможно, связана с охотничьими обрядами. отсутствует строгое композиционное расположение сцен на нейтральном фоне: они как бы свободно расбросаны по поверхности сцены. Нигде не показана линия почвы. Принцип изображения, вообще характерный для додинастического периода , позволял схематичными , но четкими силуэтами передать фигуры персонажей.
    Плитки.Другой , очень важной для истории искусства группой памятников из могил являются так называемые плитки времени II додинастической культуры, второй половины 4 тысячелетиядо н.э.Это небольшие (10-15 см длины) пластины, тонкие и плоские, из серо-зеленого камня -граувакки. Они служили для перемешивания , растирания красок, применявшихся во время культовых, магических обрядовю Наиболее ранние из плиток имеют форму овалов, ромбов и прямоугольников.Плиткам придавали также форму животных: гиппопотамов, страусов, черепах, рыб, в чем нашли свое отражение пережитки древних тотемных верований. Со временем плитки стали делать овальными, большими по размерам, до полуметра в длину. Поверхность их в связи с культовым назначением стали оформлять рельефными композициями, оразившими длительный постепенный процесс сложения в Древнем Египте определенных способов передачи окружающей действительности.

    Плита фараона Нармера из черно-зеленого шифера, высотой в 64 см ( около 3000 г. до н.э., Каир, Египетский музей), в этой группе произведений является памятником общегосударственного значения, созданным в ознаменование объединения этим царем долины Нила (южного- Верхнего исеверного - Нижнего Египта) в единое государство.
    С целью достижения наибольшей ясности одна и та же тема на плите Нармера повторяется в разных вариантах 4 раза. В центре на одной из сторон плиты Нармер булавой раздробляет голову вражескому вождю. Выше- царский сокол держит за веревку голову врага, торчащую из шести листков лотоса -символического обозначения Нижнего Египта. Это растение , может быть , надо воспринимать как пиктограмму шести тысяч поверженных врагов. На другой стороне, вверху, Нармер в укороне Нижнего Египта как победитель направляется к месту , где лежат связанные и обезглавленые военнопленные. Внизу царь изображен еще раз, но уже аллегоричччески в виде "тельца сильного " ( обычное наименование фараона в более поздние времена) , разбиввающего рогами зубччатую глинобитную ограду поссселения и топчущего копытами повввверженного врага; остальные в ужасе убегают.
    Основное значение этого памятника заключается в том,что он является не только своего рода итогом художетсвенного творчества предыдущих периодов,но также наиболее ярким образцом искусства времени первых фараонов в Египте,первым египетским каноническим произведением .Плита фараона Нармера
    Рельефные композиции на обеих ее сторонах свидетельствуют об оформлении характерных особенностей изобразительного канона в рельефе. Центр лицевой стороны плиты занимает,как и на более ранних плитках,углуб ление для ритуального растирания краски. Но здесь композиционное оформление углубления получило блестящее решение: два гепарда перевились фантастически вытянутыми шеями, их сдерживают поводыри. Фигуры эти также олицетворяют основную идею плиты - являются символическим изображением неразрывного объединения Нижнего и Верхнего Египта.
    Повествовательность, упорядоченность, построчность композиции , подчиненность рисунка сложившемуся к этому времени в Египте иероглифическому письму - новые черты, впервые получившие яркое выражение в плите Нармера. Ново и характерно для этого ранне-классового общества также особое подчеркивание в изобразительном искусстве обществееного неравенства. Фараон показан уже вчетверо больше остальных племенных вождей, стоявших во главе покорных ему областей.
    Наиболле же важная черта в плите Нармера - окончательно выработанная манера изображения объемного тела на плоскости. Художник, являющийся одновременно и писцом, принужден отказаться от воспроизведения лица в фас : в последовательно развертывающейся рельефной полосе, служившей изобразительным повествованием, все должно было быть идеально ясным и понятным. Поэтому человеческое лицо отныне передают, как правило , в профиль, но с глазом , прорисованным в фас. Человечччческая фигура как бы сплющивалась: художник не передает третье измерение , а вместо одгой точки зрения прибегает к множественности точек зрения на изображаемое, то есть применяет сложную , комбинированную перспективу.
    Эти особенности египетского канона существовали затем во все время долгого исторического развития египетского искусства, но первое полное и яркое выражение они получили около 3000 г. до н.э. в памятниках древним фараонам.
    назадк следующей статье