Содержание:
Древнейшие могилы
Изобразительное искусство
Расписные сосуды и настенные росписи
Плита фараона Нармера
Обычно додинасттический период делят на два этапа: время I додинастической культуры-конец5-
первая половина 4 тысячелетия до н.э и время II додинастической культуры-вторая половина 4 тысячелетия до н.э.
Раскопки захоронений дают сведения о характере и уровне развития культуры и изобразительного искусства Египта
самого раннего времени. Уже в это время жители долины Нила верили в загробное существование. Такое представление
было связано с магическими верованиями ещЈ первобытнообщинного строя. Могила мыслилась вечным жилищем умершего
, а воображамый загробный мир- подобным земному. Поэтому умершего снабжали теми предметами , которые служили ему
ещЈ при жизни.
Древнейшие могилы додинастической культуры , как , очевидно , и наиболее ранние жилища ( из дерева
, тростника, циновок , глины), имели круглую или овальную форму и представляли собой ямы , перекрытые ветками
и циновками.В период додинастической культуры появились могилы прямоугольной формы, что соответствовало изменению
в плане жилищ наиболее состоятельной верхушки родовых общин. Стены ям этих могил уже укрепляли кладкой из изобретенного
в эту пору кирпича-сырца , т.е необоженного кирпича, а сверху их перекрывали ложным сводом из необоженного же
кирпича.Особенно тщательно оформляли могилу вождя, т.к считалось , что вечное существование его обеспечивало благоденствие
всей общины.
В конце II додинаститеской культуры, на исходе 4 тысячилетия до н.э.,над могилами начали устраивать и наземные
соуруженияв виде песчаных насыпей.
В изобразительном искусстве этой поры уже появился образ человека. В древнейших захоронениях найдены
небольшие , иногда всего 3 см длины , статуэтки.Они исполнены из глины , слоновой кости , различных пород камня,
и имели , вероятно , культовое значение. Среди них есть изображение женщин и мужчин,а также разнообразных животных-бегемотов,
лежащего льва, теленка,собаки. Все фигуры отличаются характерностью обобщенных объемов и силуэтов. Очевидно стремление
передать в облике человека и зверей их наиболее существенные черты.
Расписные сосуды и настенные росписи. Своеобразие изобразительных приемов египетского искусства
проявилось и в полихромной росписи глиняных сосудов и погребений. На наиболее ранних из них композиции нанесены
белой краской по красному фону глины. На более поздних - красно-коричневой краской по желтому фону сосудов. В
декоративной манере изображены на кувшинах, блюдах и мисках фигуры людей, животных, птиц, большие многовесельные
лодки. Таковы. например. женские фигуры с мо- литвенно воздетыми руками. Господствуют выр азительная, четкая передача
наиболее существенного в каждом мотиве.
Как и статуэтки эти росписи связаны с земледельческими и заупокойными обрядами . Среди женских фигур, вероятно
присутствуют изображения богини-матери. По сюжету и по стилю к росписям на сосудах близка первая в истории древнеегипетского
искусства дошедшая во фрагментах настенная роспись из южной части страны- из гробницы вождя в Иераконполе( древний
Нехен).Белой, желтой и красной краской на ней изображена, по-видимому, погребальная процессия на больших ладьях.
Кроме того, часть росписи , возможно, связана с охотничьими обрядами. отсутствует строгое композиционное расположение
сцен на нейтральном фоне: они как бы свободно расбросаны по поверхности сцены. Нигде не показана линия почвы.
Принцип изображения, вообще характерный для додинастического периода , позволял схематичными , но четкими силуэтами
передать фигуры персонажей.
Плитки.Другой , очень важной для истории искусства группой памятников из могил являются так называемые
плитки времени II додинастической культуры, второй половины 4 тысячелетиядо н.э.Это небольшие (10-15 см длины)
пластины, тонкие и плоские, из серо-зеленого камня -граувакки. Они служили для перемешивания , растирания красок,
применявшихся во время культовых, магических обрядовю Наиболее ранние из плиток имеют форму овалов, ромбов и прямоугольников.Плиткам
придавали также форму животных: гиппопотамов, страусов, черепах, рыб, в чем нашли свое отражение пережитки древних
тотемных верований. Со временем плитки стали делать овальными, большими по размерам, до полуметра в длину. Поверхность
их в связи с культовым назначением стали оформлять рельефными композициями, оразившими длительный постепенный
процесс сложения в Древнем Египте определенных способов передачи окружающей действительности.
Плита фараона Нармера из черно-зеленого шифера, высотой в 64 см ( около 3000 г. до н.э., Каир, Египетский
музей), в этой группе произведений является памятником общегосударственного значения, созданным в ознаменование
объединения этим царем долины Нила (южного- Верхнего исеверного - Нижнего Египта) в единое государство.
С целью достижения наибольшей ясности одна и та же тема на плите Нармера повторяется в разных вариантах 4 раза.
В центре на одной из сторон плиты Нармер булавой раздробляет голову вражескому вождю. Выше- царский сокол держит
за веревку голову врага, торчащую из шести листков лотоса -символического обозначения Нижнего Египта. Это растение
, может быть , надо воспринимать как пиктограмму шести тысяч поверженных врагов. На другой стороне, вверху, Нармер
в укороне Нижнего Египта как победитель направляется к месту , где лежат связанные и обезглавленые военнопленные.
Внизу царь изображен еще раз, но уже аллегоричччески в виде "тельца сильного " ( обычное наименование фараона
в более поздние времена) , разбиввающего рогами зубччатую глинобитную ограду поссселения и топчущего копытами
повввверженного врага; остальные в ужасе убегают.
Основное значение этого памятника заключается в том,что он является не только своего рода итогом художетсвенного
творчества предыдущих периодов,но также наиболее ярким образцом искусства времени первых фараонов в Египте,первым
египетским каноническим произведением .
Рельефные композиции на обеих ее сторонах свидетельствуют об оформлении характерных особенностей изобразительного
канона в рельефе. Центр лицевой стороны плиты занимает,как и на более ранних плитках,углуб ление для ритуального
растирания краски. Но здесь композиционное оформление углубления получило блестящее решение: два гепарда перевились
фантастически вытянутыми шеями, их сдерживают поводыри. Фигуры эти также олицетворяют основную идею плиты - являются
символическим изображением неразрывного объединения Нижнего и Верхнего Египта.
Повествовательность, упорядоченность, построчность композиции , подчиненность рисунка сложившемуся к этому времени
в Египте иероглифическому письму - новые черты, впервые получившие яркое выражение в плите Нармера. Ново и характерно
для этого ранне-классового общества также особое подчеркивание в изобразительном искусстве обществееного неравенства.
Фараон показан уже вчетверо больше остальных племенных вождей, стоявших во главе покорных ему областей.
Наиболле же важная черта в плите Нармера - окончательно выработанная манера изображения объемного тела на плоскости.
Художник, являющийся одновременно и писцом, принужден отказаться от воспроизведения лица в фас : в последовательно
развертывающейся рельефной полосе, служившей изобразительным повествованием, все должно было быть идеально ясным
и понятным. Поэтому человеческое лицо отныне передают, как правило , в профиль, но с глазом , прорисованным в
фас. Человечччческая фигура как бы сплющивалась: художник не передает третье измерение , а вместо одгой точки
зрения прибегает к множественности точек зрения на изображаемое, то есть применяет сложную , комбинированную перспективу.
Эти особенности египетского канона существовали затем во все время долгого исторического развития египетского
искусства, но первое полное и яркое выражение они получили около 3000 г. до н.э. в памятниках древним фараонам.
|