СОДЕРЖАНИЕ::
1.Архитектура:
  • ступенчатая пирамида Джосера
  • пирамиды в Гизе
  • большой Сфинкс
  • Пирамиды V династии в Абусире
  • Пирамида фараона Сахура в Абусире
    2.Скульптура:
  • Статуя фараона Джосера
  • Триада Микерина
  • Статуя Рахотепа и Нофрет
  • Статуя зодчего Хемиуна
  • Сельский староста
  • Луврский писец


    Период Древнего царства это- время образования примитивного рабовладельческого общества с классами потомственной знати и кровно связанного с ней жречества,свободных общинников -земледельцев,ремесленникви рабов. Одновременно эта эпоха окон чательного сложения всех основных форм египетской культуры. В период IV-V династий была достигнута высшая точка расвета Древнего царства. Неограниченная власть фараонов была основана на земельных богатствах и эксплуатации громной массы обращеных в рабство военнопленных. Деспотическая власть царя над свободными лишь формально общинниками поддерживались обожествлением личности фараона. Обычным его титулом стал " бог благой".
    Заукопойный культ в Древнем царстве получил дальнейшее развитие,особенно в связи с культом обожествленного царя. Но к концу Древнего царства сила фараонов,их экономические возможности были уже значительно подорваны усиленной раздачей земель знатному чиновничеству. окружающему их. Роскошь,присущая царскому двору,сделалась достояниеми вельмож. В то же время остальное население страны подвергалось жесточашей эксплуатации, в первую очередь, в связи храмовым и гробничным строительством.
    АРХИТЕКТУРА . Ведущее положение в египетском искусстве уже с самых ранних времен заняла архитектура. Жилая архитектура из кирпича и дерева не сохранилась и от этой эпохи. О том,какой внещний вид имели жилые дома Древнего царства , мы можем судить только по косвенным указаниям : по глиняным и деревянным моделям из гробниц , а о внешнем виде дворцовых построек - по изображениям их фасадов на стрелах и саркофагах. Надземная часть мастаба-погребений знати-сохранила облик и планировку,сложившиея к концу Раннего царства. Внутри надземной части наиболее крупных мастабов, которые уже целиком выкладывали из плит известника,залов, что соответствало сложнившемуся плану жилищ родовой знати.
    Желание фараонов всемерно утверждать свою деспотичную власть нашло ярчайшее выражение не только в создании прижизненного культа их личности, но и в стремлении сделать царские усыпальницы преобладающими по размерам , по образу над всеми остальными. Однако простое увеличение площади мастаба фараона скоро перестало служить задаче возвеличивания обожествленного после смерти царя.
    Важнешей ступенью в развитии архитектуры царских гробниц явилась мысль об увеличении их по вертикали.
    Так называемая ступенчатая пирамида -усыпальница фараона III династии Джосера в Саккара (около 288 г. до н.э. ), созданная зодчим Имхотепом, была первым значительным каменным сооружением, в вертикальной композиции которого воплотилась эта идея. Она достигала в высоту свыше 60 м и состояла как бы из шести поставленных одна на другую уменьшающихся мастаб. Погребальные помещения были высечены в скалистом основании под пирамидой. План пирамиды прямоугольный, в чем можно увидеть ещЈ следование традиционному плану мастаб. Блестяще выполнена ее кладка из блоков известняка без связующего раствора: все блоки слегка наклонены к центру пирамиды и поэтому очень устойчивы.
    пирамида Джосера Гениальность Имхотепа заключалась в том , что впервые в истории древнеегипетской архитектуры на площади 1500 кв. м вокруг этой главной постройки он разместил дворы, в то числе хеб-седный - для ритуального бега фараона, молебни, заупокойные храмы , коридорообразный проход , украшенный колоннами. Прямоугольная в плане территория ансамбля пирамиды Джосера была окружена монументальной стеной из отесанных блоков белого известняка.
    В целом ряде деталей пирамиды Джосера и окружающих еЈ построек в камне использовались приемы кирпичного и деревянного строительства .Это небольшого размера, как кирпич, известняковые блоки кладки самой пирамиды; лопатки на стенах, типичные для кирпичных сооружений; объемно вырезанные на каменных потолочных плитах балки как бы деревянного перекрытия. Все эти детали помогают реконструировать здания из кирпича, дерева и тростникового плетения, кторые не дошли до нас.
    В ансамбле пирамиды, в молельнях и дворах впервые встречаются полуколонны вполне развитой формы: папирусообразные, лотосообразные , а так же протодорические,которые представляют собой переданную в камне связку стеблей тростника. Эти полуколонны не являлись отдельно стоящими несущими элементами , они были единым целым с каменными блоками кладки стен. Дальнейшим развитием формы монументального надгробия от ступенчатой пирамиды к классическому ее варианту явились пирамиды фараона Снофру , возведенные в Дашуре, и достроенная им пирамида одного из фараонов III династии в Медуме .
    Знаменитые пирамиды 27 в. до н.э в Гизе последователь правивших фараонов IVдинастии Хуфу, Хафра и Менкаура , которых греки называли Хеопс, Хефрен , Микерин, являются логическим звеном в этой цепи построек.
    у основания пирамиды В пирамидах Гиза идея величия и мощи нашла свое наболее полное воплощение. В то же время пирамиды являются памятниками архитектуры, формы и пропорции которых необычайно обработаны, найдены, четки и лаконичны, а тем самым и предельно выразительны. Самая значительная из них, пирамида Хеопса, вероятно, постороена архитектором Хеминуином , племянником этого царя. Конструкция и пропорциональные соотношения всех частей пирамиды Хеопса (как и пирамид Хефрена и Микерина) основаны на пропорциях "золотого сечения". Она имела 146,6 м в высоту , длина каждой стороны ее квадратного основания -233 м. Эту пирамиду строили 20 лет , а десять лет до этого прокладывали дорогу для подвозки глыб от каменоломен.
    пирамиды в Гизе Зодчий, создавший архитектурный ансамбль Хеопса, смело использовал все возможности, которче дают твердые породы камня. Вместо мелкой каменной кладки пирамиды Джосера , вторившей кирпичной кладке, здесь были применены крупные блоки камня, безупречно пригнанные друг к другу. Пирамида была сложена без какого-либо связующего материала, из блоков известняка , около 2,5 т весом каждый, а некоторые блоки весили до 30 т. Всего на сооружение пирамиды ушло 2 300 000 таких блоков. Вся поверхность пирамиды была первоначально покрыта отполированными известняковыми плитами.
    Гранитный саркофаг был помещен в небольшой камере, особенно незначительной по сравнению с массой всей пирамиды. В погребальную камеру, выложенную гранитом, ведут узкие коридоры от входа в северной стороне пирамиды. Непосредственно к камере ведет так называемая Большая галерея , 50 м длиной. Чтобы защитить погребальное помещение от колоссального давления расположенных выше рядов кладки и равномерно распределить его, был придуман своеобразный технический прием : над потолком усыпальницы была устроена своеобразная разгрузочная камера.
    В древности пирамиды не были оторваны от берега реки , как теперь. Каждая имела у своего подножия заупокойный храм, а у самого Нила- второй храм. От этого храма , преддверия к пирамиде , вел длинный крытый коридор, поднимавшийся по склону Ливийского плоскогорья, освещающийся через проемы в потолке.
    Один из таких заупокойных храмов был раскопан у пирамиды Хефрена. Мощные блоки его гранитных архитравов поддерживают свободно стоящие массивные гранитные прямоугольные столбы. В колонном зале полученеы красочные эффекты от сочетания отлично полированного камня разных пород.
    Большой сфинкс. Рядом с этим храмом находиться уникальная фигура гигантского сфинкса , так называемый Большой сфинкс (около 60 м длины) , изображающий , может быть , Хефрена в образе льва с человеческой головой в царском платке. Высеченная в основной своей части из выдававшегося здесь скального выступа, фигура дополнена с переди и сбоку (лапы). Американский египтолог Ленер высказывал мысль, что Большой сфинкс -это Хефрен в образе Гора, бога царской власти, совершающего приношения богу солнца Ра. В подтверждениис воей теории он указывал на тот факт, что переход к культу солнца в Древнем Египте в своей завершающей стадии совпадает с годами правления Хефрена.
    Большой сфинкс Хотя сфинкс вот уже более 70 лет , с 1926года, стоит полностью очищенный от мусора, большую часть своего 4500-летнего существования он " пролежал" заваленный по самую шею в песках. За все это время было сделано несколько попыток очистить его от песчаных завалов. Одна и з первых операций по его очистке была предпринята около 1400 г до н.э. Тутмосом IV, сыном Аменхотепа II, Причиной тому послужил сон , якобы увиденный Тутмосом.Ему приснилось, будто Сфинкс поведал принцу , что ему суждено стать фараоном только в том случае , если он освободит его, Сфинкса, от песков. Тутмос выполнил его волю : он не только откопал Сфинкса, но сделал ему "косметический ремонт " лица , облицевал туловище известняковыми блоками и выкрасил его в красный , синий и желтый цвета. Пророчество Сфинкса сбылось -Тутмос действительно стал фараоном. В благодарность Тутмос приказал выбить рассказ о своем сновидении на высокой гранитной стеле, которую он поставил между гранитными лапами чудовища.
    Большой сфинкс
    Пирамиды V династии в Абусире (26-25 вв. до н.э). Строительство грандизных пирамид IV династии сильно подорвало экономику страны. Фараоны новой, V династии, пришедшей к власти около 2700-х годов до н.э. могли строить себе пиримиды только из небольших блоков камня, а частично из бута, не более 70 м высотой.Но зато в этот период гораздо большее значение приобрели заупокойные храмы. Увеличилиь их размер, на стенах помещали рельефы и росписи, прославлявшие мощь обожествленного царя, его победы над врагами.
    Пирамида фараона Сахура в Абусире являеся наиболее типичной постройкой 5 династии. Она имела на берегу Нила заупокойный храм, от которго вел коридор с верхним освещением к многоугольному, гипостильному залу. В нем впервые были использованы растительные колонны с капителями в форме бутонов лотосов и папируса, а также колонны, изображающие стволы финиковой пальмы, окрашенной зеленым.Колонны имели консьруктивное назначение, играют роль опор, несущих потолок галереи вокруг двора-зала, открытого сверху.
    СКУЛЬПТУРА. Стиль скульптуры Древнего царства сложился на основе заупокойного культа с его строгим требованием соблюдения портретного сходства, спокойствия и равновесия поз, фронтальности по, становки фигур, величавой торжественностти образов.
    Статуи устанавливали в специальных нишах, устроенных в погребальных помещениях мастаба, то есть в гробницах знати или в царских заупокойных храмах у стен. Статуи не были расчитаны на расматривание их с разных сторон: они прислонены спинй к плоскости стены или блока, служащих для них фоном.Для статуй характерна симметрия, строжайшая уравновешенность правой и левой частей тела.
    Египетский художник начинал свою работу обычно с того, что наносил по заранее разграфленной сетке на блок камня рисунок того изображения, которое надлежало получить. Потом он вырубал фигуру, обрабатывал детали, шлифовал и полировал статую. Но и в готовом произведении всегда чувствуются прямоугольные грани каменного блока. У спокойного, прямо стоящего мужчины левая нога выдвинута вперед, руки или опущены вдоль тела или же одна из них опирается на посох. Женская фигура обычно стоит с сомкнутыми ногами. Правая рука опущена вдоль тела, левая лежит спереди на талии. В парных статуях жена зачастую обнимает однолй рукой мужа за талию. Каноничные правила требовали никогда не передавать в скульптуре случайные движения и позы.
    В фигурах фараонов и знатных лиц особенно подчеркивали физическую мощь, силу. Художники обобщали детали, отбрасывая второстепенное, создавали спокойные, бесстрастные лица. Промежутки между ногами, между руками и телом почти всегда не высечены, условно закрашены в так называемые цвета пустоты - черный или белый. Тела мужских статуй окрашивали красноват-коричневой, а женских- светло-желтой охрой, передавая цвет загорелой кожи. Одежды, которые делали из льна, покрывали белой краской, волосы - черной. Глаза инкрустировали светлым и темным камнем.
    Лучшие произведения скульптуры данной эпохи наделены всеми перечисленными признаками, были выполнены в северной части страны, в придворных мастерских Мемфиса. Строга и торжественна известняковая статуя фараона Джосера, сидящего на кубоборазнм троне ( из Саккара, 3 династия, 27 в. до н.э.). Он в парадном парике, на который наброшен особый платок - символ царского сана. Все объемы статуи очень обобщены, и поэтому она кажется особо монументальной. От изваяния веет незыблемым величием.
    Торжественно изображение фараона Микерина ( из его заупокойного храма в Гизе, 4 династия). Унего мощное тело и спокойное округлоелицо под высокой царской короной. Он стоит между двумя женскими фигурами: справа - богиня Хатхор, слева - богиня его родового нома.То, что фигура Микерина находттся вцентре группы, подчеркивает главенствующу роль царя.
    статуи сына фараона Снофру - Рахотепа и его жены Нофре Так же торжественны и величавы культовые статуи ближайших царских родственников и приближенных. При аналогичной идеалтзации тел в лицах скульптур портретное сходство передано более конкретно, с меньшей долей идеализации.
    Замечательными примерами таких изваяний являются известняковые раскрашенные статуи сына фараона Снофру - Рахотепа и его жены Нофре( из гробниы Рахотепа в Медуме). Крепкие, полные здоровой силы фигуры супругов переданы сидящими на тронах строгой, куполообразной формы. Высокие прямые спинки тронов, окрашенные в белый цвет, образуют фон, который оттеняет спокойствие и равновесие поз сидящих. Лица Рахотепа и Нофрет спокойны и серьезны. Их инкрустированные глаза широко раскрыты. Тень легкого напряжения лежит на их лицах.
    статуя сына фараона Снофру - Рахотепа
    Несомненно, эти две статуи отностся к той группе скульптурных изображений, которые называли в эпоху Древнего "царства статуи согласно жизни" Известняковая окрашенная статуя зодчего Хемиуна, внука фарана Снофру( из его гробницы в Саккара, 4 динасития, 27 в до н.э.), торжественна и исполнена величавого достоинства. Она вся вылеплена очень конкретно: двойной подбородок, крупное оплывшее тело с жирными складками на торсе. Высокая одаренность скульптора, сумевшего каждую форму передать обобщенно, а также строгое композиционное построение делают статую необычайно значительной, превращают ее в типизированный портрет.
    Близка к этому портрету по образному строю и по мастерству исполнения статуя жреца Каапера( из его гробницы в Саккара, 5 династия, середина 3 тысячелетия до н.э.). Не случайно второе ее наименование "Сельский староста" было дано этой скульптуре в 19 веке, когда ее нашли, в связи в ее сходством с человеом, жисшим в то время. Весь облик Каапера, не только его полное лицо, но фигура тучног, важного мужчины, передан с большой выразительностью.
    В эпоху Древнего Царства была создана и пирамидальная скульптурная композиция. Таковы фигуры людей из рабовладельческой знати, которе занимали должности писцов высшего ранга. Этих людей изображал сидящими со скрещенными ногами и со свитком папируса на коленях. Наиболее значительным призведением в этой группе пластики является известняковая статуя правителя нома, прадставителя придворной знати, писца при особе фараона - Каи, так называемый Луврский писец ( середина 3 тысячелетия до н.э).
    Чрезвчайно остро переданы черты лица, форма головы и всей фигуры человека с вялыми с мышцами, ведущий сидячий образ жизни.Главное же, что блестяще воплощает как бы застывшая в ожидании фигура этого человека- готовность выполнять приказы фараона.
    назадк следующей статье