Содержание:
  • Архитектура
  • Скульптура


    Время так называемого Раннего царства - это период существования в Египте первого, весьма непрочного объединения всех его областей( номов) в одно государство со столицей в северной половине страны в городе Мемфисе. К началу третьего тысячелетия до н.э. и другие наиболее крупные поселения так расширились, что превратились в города, являющиеся экономическими, ремесленными и тороговыми центрами. Самыми значительными городами стали: на севере, кроме Мемфиса, резиденция правителей- город Танис и город Буто, на юге станы город Нехен.
    В период правления фараонов династий, когда оформилось первоначальное примитивное рабовладельческое общество, при котором рабы формально считались как бы членами патриархальных семей, уже сочеталось с угнетением всех земледельцев и скотоводов- членов сельских общин. Чтобы укрепить свое экономическое положение, фараоны строили по всей стране обширную сеть каналов для искуственного орошения принадлежавших им земель.
    Период Раннего царства очень важен для истории искусства потому что в это время во всех сферах творчества- архитектуре и изобразительном искусстве- произошло закрепление образных и изобразительных норм и средств, многие из которых появились еще в предшествующий период.
    Архитектура Раннего царства. Дома бедняков в этот период строились, как и раньше из тростника и глины, дома богатх людей- из дерева и сырцового кирпича.Дворцы и богатые дома были ограждены стенами из кирпича-сырца, укрепленными и декорированными плоскими прямоугольными в плане выступами, так называемыми лопатками.По целому ряду косвенных свидетельств, например по изображениям на некоторых памятниках искусства, удается восстановить четко выраженную конструкцию дворцовых сооружений из скрепленных между собой вертикальных и горизонтальных стволов или стеблей тростника. Такой дворцовый фасад воспроизведен в рельефе на известняковой стелле царя 1 династии Джета. ( около 3000 г. до н.э) В виде своеобразной модели дворца аналогичной формы выполнен саркофаг царя 4 династии Микерина.
    В архитектурном облике гробниц царей и крупнейших вельмож Раннего царства закрепилась форма сооружения из кирпича и камня, включающего подземную и наземную части части. Надземная часть была в плане прямоугольна, с наклонным профилем стен. В ней устраивались культовые помещения для статуй богов и владельца гробницы с жертвенником перед так называемой ложной дверью, то есть изображением двери, как бы ведущей в вечное жилище умершего. Позднейшее арабское название этих построек - мастаба- вошло в науку. В северной и южной частях страны - внекрополях Саккара, Абидоса и Негады подобные сооружения сохранились в большом количестве. Чем значительнее по полжению в обществе, а следовательно, и богаче был похороненный, тем обширнее мастаба, тем больше в ней помещений и кладовых: от одной до до сорака пяти, как например , в гробнице главного приближенного одного из царей 1 династии визиря по имени Хемак. Кроме тог, стили и гробницы наземного типа. Характерна гробница фараона Менеса В Негаде ( около 3000 г до н.э). Наконец, при гробницах начали строить заупокойные храмы, куда регулярно приносились дары в виде пищи и питья, обеспечивающие вечную жизнь погребенного в инеом мире.

    Скульптура Раннего царства представлена статуями и статуэтками богов, царей, натных лиц, слуг и пленных. Почти все они найдены в тайниках храмов. Выполныли их из известняка, гранита, кварцита, дерева, фаянса, меди , золота.
    Исполнение царских изображений очень рано было подчинено правилам, канонизированно. Их выполняли обобщенными приемами. Придавали им спокойные, статичные позы в связи с их религиозным, ритуальным назначением обобщающих торжественыж символов высшей власти в государстве.
    Однако в наиболее талантливо выполненных скульптурах еще сохраняется живая непосредственность при передачи образа. Очень выразительна в этом отношении костяная статуэтка царя из Абидоса. Характерны и статуэки слуг, пленных сделанные в позах, типичных для выполнения разных работ. Существовало представление о том, что души умерших, так называемые ка, переселяются в их изображения, оживляя скульптуры, позволя им таким образом, вечно продолжать земное дело каждого
    назадк следующей статье